Юные исследователи

Для осуществления естественно - научного и экологического образования в МБДОУ «Детский сад «Радуга» с. Янтиково, начиная со средней группы, созданы научные мини - лаборатории, которые преследуют цели и задачи, решающиеся в процессе исследовательской деятельности.

Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашем ДОУ в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Мини - лаборатории преследуют цели, которые и решаются в процессе исследовательской деятельности с детьми. Это - развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.

Дошкольники начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому ребенку, полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе  с воспитателями.

В детском саду для оборудования и материалов в мини - лабораториях стоят шкафы со стеллажами, стол для исследовательских  работ. Оборудование и материал для лаборатории это: колбы различной формы и размера, пробирки, пластиковые прозрачные стаканчики разного размера, микроскоп, термометры для измерения температуры воздуха и воды, лупы, и т д.

В  своих лабораториях дети “играют” в ученых-исследователей, надевают белые халаты, белые шапочки.

Прежде чем начать исследование, готовятся столы для опытов. На каждого ребенка: белая салфетка из ткани, небольшой поднос. А на нем уже какое-то оборудование и материал, в зависимости от того, какой опыт будет ставиться. Детей завораживает уже то, что надевают белые халаты и знают, что сегодня они будут учеными-исследователями и узнают что-то новое, интересное. Поэтому с удовольствием и большим интересом участвуют в экспериментальной деятельности.

В лабораториях проводятся в основном плановые наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщается  цель и задачи, которые должны быть решены, даётся время на обдумывание, а затем детей привлекают к обсуждению методики и хода эксперимента. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, воспитатель заранее не предсказывает конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. Особое внимание уделяется технике безопасности.

Волкова Наталия Викторовна, воспитатель подготовительной группы, уделяет большое  внимание  работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, где использует комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При такой деятельности с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.

 Фоторепортаж