«Я – исследователь»

ПОЛОЖЕНИЕ

о республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цель и задачи, порядок организации, проведения и финансирования республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (далее – Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

1.2. Конкурс является образовательной программой, ориентированной на развитие у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности, формирование проектно–ориентированного интеллекта.

1.3. Непосредственное проведение республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» возлагается на ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии.

1.4. Общее руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляет оргкомитет, утверждаемый приказом директора ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии. Оргкомитет формирует состав жюри, награждает победителей и призеров конкурса, решает вопросы поощрения научных руководителей, представляет отчеты о результатах конкурса и о работе членов жюри в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

1.5. Расходы по оплате проезда, проживания и питания участников конференции несут направляющие организации.

2. Цель и задачи конкурса

2.1. Цель конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

2.2. Задачи конкурса:

- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

3. Сроки и порядок проведения

3.1. Конкурс проводится ежегодно в период с сентября по ноябрь текущего года в два этапа:

- первый этап – республиканский заочный (отборочный);

- второй этап – республиканский очный.

Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» не предполагает проведение муниципального этапа конкурса в 2017-2018 учебном году.

3.2. Первый этап конкурса – республиканский заочный (отборочный). Для участия в конкурсе принимаются работы, оформленные согласно требованиям настоящего положения, приведенным в приложении 1. Работы принимаются до 16 октября текущего года в ГАУ «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии (428018, г.Чебоксары, ул.Афанасьева, д.13, тел. 8(8352)58-56-28). По электронной почте конкурсные работы не принимаются.

Жюри проводит оценку конкурсных работ, определяет рейтинг претендентов, по которому составляется список участников очного этапа (не более 10 работ по каждому направлению). Жюри оставляет за собой право увеличить или уменьшить количество допущенных к очному этапу работ в случае, если работы получили равное количество баллов. Списки работ, рекомендованных к участию в очном этапе конкурса, размещаются на сайте ГАУ «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии.

3.3. Второй этап – республиканский (очный) проводится в дни осенних каникул текущего года. Конкретные сроки и место проведения конкурса определяются ежегодно оргкомитетом. Участвовать во втором этапе конкурса могут только работы, прошедшие первый (заочный) этап, рекомендованные жюри согласно рейтингу. Очный этап проходит в виде публичного выступления с устным докладом на секции продолжительностью не более 7 минут (регламент выступления - до 10 минут, включая ответы на вопросы). Доклад может сопровождаться мультимедийной презентацией. Также могут быть использованы другие способы графического отражения результатов исследования или творческого проекта.

3.4. Конкурс проводится по 4 предметным направлениям:

- Гуманитарное.

- Физика и техника.

- Естествознание. Живая природа.

- Естествознание. Неживая природа.

3.5. По каждому предметному направлению исследовательские работы и творческие проекты могут быть теоретического, экспериментального и фантастического плана. Один автор (авторский коллектив не более двух человек) может представить только одну работу.

4. Участники конкурса

4.1. Участниками конкурса могут стать юные исследователи в возрасте от 5 до 11 лет (включительно): воспитанники старших и подготовительных групп детских садов и обучающиеся младшего школьного звена.

Все участники делятся на три возрастные группы:

I возрастная группа (дошкольники);

II возрастная группа (1-2 классы);

III возрастная группа (3-4 классы).

4.2. Авторами одной работы могут быть не более 2-х обучающихся. Возрастная группа в этом случае определяется по возрасту старшего ребенка.

5. Порядок представления работ и их рассмотрения

5.1. Работа может участвовать в данном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов только один раз.

5.2. Для участия в первом этапе конкурса необходимо:

а) заполнить электронную заявку на сайте ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии (вход через баннер Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»);

б) представить в адрес оргкомитета следующие документы:

- регистрационную карточку участника (приложение 2);

- исследовательскую работу или творческий проект;

- представление (краткое описание) работы (приложение 3);

в) оплатить целевой взнос за экспертизу конкурсной работы.

Размер целевого взноса за участие в Конкурсе в 2017-2018 учебном году составляет 300 рублей с работы при индивидуальном участии и 450 рублей с работы – при участии обучающихся в соавторстве.

Льготы по оплате целевого взноса предоставляются обучающимся при наличии права на льготы на основании соответствующих справок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Представленные в оргкомитет конкурсные работы направляются в жюри по предметным направлениям. Жюри проводит оценку конкурсных работ по критериям, изложенным в приложении 4, определяет рейтинг претендентов, по которому составляется список участников очного этапа.

5.4. Публичное выступление автора конкурсной работы с устным докладом на секции оценивается по 5-балльной шкале по следующим критериям:

- Выбор темы конкурсной работы:

а) способность видеть проблему;

б) познавательная ценность темы.

- Исследовательское мастерство:

а) наблюдения;

б) эксперименты;

в) умозаключения и выводы.

- Представление работы:

а) структура и логика работы;

б) язык и стиль изложения;

в) ответы на вопросы.

5.5. Жюри оставляет за собой право отклонить работы не исследовательского характера (описательные или реферативные работы; работы, не содержащие собственных результатов автора); конкурсные работы, содержащие значительные заимствования из сети Интернет; работы, выполненные педагогами.

5.6. Работы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются. Поступление работы для участия в конкурсе рассматривается как согласие автора (законного представителя) на возможную публикацию работы или её части (с сохранением авторства).

6. Подведение итогов и награждение победителей

6.1. По окончании работы секции проводится заседание членов жюри. Составляется рейтинг оценок по баллам.

6.2. Число призовых мест по каждой секции конкурса определяется оргкомитетом совместно с членами жюри (не более 40% от количества работ очного тура). Оргкомитет вправе учредить специальные призы по дополнительным номинациям и решить вопрос об учреждении специальных номинаций заинтересованными организациями и партнерами. Все участники первого тура конференции получают сертификаты об участии (электронные), участники второго тура - свидетельства участника очного этапа республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», победители и призеры награждаются дипломами.

6.3. Решения жюри протоколируются, подписываются председателем и членами жюри, являются окончательными.

6.4. Авторам и руководителям конкурсных работ протоколы жюри очного тура не предъявляются.

6.5. Замечания, вопросы, претензии по работе конкурса принимаются оргкомитетом в письменном виде в день работы предметных секций.

7. Финансовое обеспечение конкурса

Расходы, связанные с подготовкой и проведением республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», поощрением победителей и призеров, их научных руководителей осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных средств. Размер организационного взноса за экспертизу конкурсных работ определяется ежегодно оргкомитетом. Размер организационного взноса за участие в Конкурсе в 2017-2018 учебном году составляет 300 рублей с работы при индивидуальном участии и 450 рублей с работы – при участии обучающихся в соавторстве. Организационный взнос оплачивается в ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии в день представления конкурсных материалов или через ПАО «Сбербанк» (квитанция прилагается). Льготы по оплате организационного взноса предоставляются обучающимся при наличии права на льготы на основании соответствующих справок в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Приложение 1

к Положению о республиканском конкурсе

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

Требования к оформлению конкурсных работ

Объем конкурсной работы не должен превышать 5 страниц печатного текста без приложений. Шрифт – типа Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал - одинарный, поля: слева – 25 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа 10 мм. Объем приложений – до 5 страниц. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.

Текст работы состоит из следующих структурных элементов: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Титульный лист включает название конкурса; наименование предметного направления; тему конкурсной работы; сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество полностью, наименование образовательного учреждения, класс; сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество полностью, должность и место работы.

Представление (краткое описание) работ дошкольников и младших школьников может быть составлено родителями или педагогами. Объем представления - не более 1 страницы печатного текста. Шрифт – типа Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал - одинарный, поля: слева – 25 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа 10 мм. В верхней части страницы размещаются сведения об авторе.

Рекомендуется в представлении отразить следующее:

- Мотив выбора темы исследования и значимость исследования или проекта для окружающих.

- Цель работы и то, какие задачи решал автор.

- Гипотеза или гипотезы, которые проверялись.

- Как проводилось исследование (какими методами автор пользовался, какие средства были задействованы в его работе)?

- Результаты работы, выводы.


Приложение 2

к Положению о республиканском конкурсе

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

Регистрационная карточка

участника республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я — исследователь»

Информация об участнике конкурса

Ф.И.О (полностью)

Район/город

Образовательное учреждение (полностью)

Класс

Дата рождения (число, месяц, год)

Название работы

Предметное направление

Возрастная группа

Форма участия (индивидуальная, коллективная, соавторство)

Контактный телефон

Электронная почта

Информация о руководителе работы

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Место работы (полностью)

Должность

Контактный телефон

Электронная почта

С Положением о республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» ознакомлен, с условиями согласен

Дата заполнения ___________________ _______________ подпись участника


Приложение 3

к Положению о республиканском конкурсе

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

название исследовательской работы или творческого проекта

Анкетные данные участника (участников) конкурса «Я – исследователь»:

1.​ Фамилия, имя, отчество автора (или авторов)____________________________________

1.​ Дата рождения автора (или авторов)___________________________________________

1.​ Образовательное учреждение:_________________________________________________

1.​ Фамилия, имя, отчество научного руководителя:_________________________________

1.​ Предметное направление:

Физика и техника

Естествознание. Живая природа

Естествознание. Неживая природа

Гуманитарное

Краткое описание работы:

Проблема:__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Цель:______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задачи:_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Гипотеза:___________________________________________________________________

Результаты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(Составитель представления: Ф.И.О., должность, подпись)


Приложение 4

к Положению о республиканском конкурсе

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

Экспертный лист

конкурсной работы республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я - исследователь»

Второй (заочный этап)

Направление:

Автор (авторы): фамилия, имя

Тема:

Критерии оценки

Оценка

Показатели

Градация

Баллы

1.​ 1. Обоснованность актуальности темы целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы

обоснована; аргументы целесообразны

5

обоснована; целесообразна часть аргументов

3

не обоснована, аргументы отсутствуют

1

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме

конкретны, ясны, соответствуют

5

неконкретны, неясны или не соответствуют

3

цель и задачи не поставлены

1

3. Есть ли гипотеза – обеспечивает гипотеза или нет достижение цели

целесообразна, обеспечивает

5

сомнительна

3

явно нецелесообразна

1

2.​ 4. Обоснованность и доступность методик для самостоятельного выполнения автором

применение методик обосновано

5

методики обоснованы не достаточно

3

методики не обоснованы

1

3.​ 5. Наглядность и многообразие способов представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото

использованы все возможные способы

5

использована часть способов

3

использован только один способ

1

4.​ 6. Оригинальность позиции автора – личные умственные впечатления от объекта исследования

позиция автора полностью оригинальна

5

автор усовершенствует позицию другого

3

автор придерживается чужой точки зрения

1

5.​ 7. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других.

выводы конкретны (не резюме!)

5

отдельные выводы неконкретны

3

выводы неконкретны

1

ЭКСПЕРТЫ:

1.

2.

3.

Сумма баллов


Приложение 5

к Положению о республиканском конкурсе

исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь»

Квитанция об оплате организационного взноса